Суббота, 05.10.2024, 16:16
Приветствую Вас, Гость

Разностороннее развитие дошкольника в структуре взаимодействия детского сада с социокультурными учреждениями города.

Разностороннее развитие дошкольника в структуре взаимодействия детского сада с социокультурными учреждениями города.

 

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». /В.А. Сухомлинский/

 

        Современное дошкольное образовательное учреждение является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, поэтому одним из основных условий развития нашего детского сада стало активное взаимодействие с социумом.

        Концепция социального развития детей дошкольного возраста обозначила перед образовательными учреждениями триединую цель: 1) воспитывать культурного человека (субъекта культуры); 2) свободного гражданина (субъекта истории, общества); 3) творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития).

Реализация этой цели направлена на решение следующих задач: 

-воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности; 

-развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;  развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений; -становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

      Мы убеждены, что грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам, поскольку создаются условия:  для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности дошкольного образовательного учреждения (экскурсии, поездки, походы);  формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;  воспитания уважения к труду взрослых.

     Взаимодействие муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 8 «Золотая рыбка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой» с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов. Мы заключаем с партнёрами договоры о сотрудничестве, в которых оговариваются обязанности и ответственность сторон, составляем планы совместной работы, включающие в себя сроки, формы работы, что предполагает системность взаимодействия, своевременный анализ результатов, коррекция действий и прогнозирование перспектив.

     В коллективе на протяжении многих лет сложилась эффективная система взаимодействия с объектами социального окружения: библиотечно – информационной системой, детско-юношеским центром туризма и спорта, городским историко - краеведческим музеем, детским эколого- биологическим центром, оборонно – спортивным клубом «Десантник», которая способствует наиболее эффективной реализации концепции Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, позволяет интегрировать в себе практически все образовательные области.

     Выбор наиболее оптимальных для нас форм, раскрывающих творческий потенциал участников, опирается на несколько факторов:  учет интересов и склонностей, творческих предпочтений детей;  реальное сопоставление своих возможностей с предлагаемыми условиями;  соответствие тематики мероприятия возрастным особенностям детей;  смежность темы выставки, конкурса с лексическими темами, реализуемыми в ДОУ.

     . Взаимодействие детского сада с МОУ СОШ № 4 в рамках преемственности обеспечивает мягкую адаптацию дошкольников к условиям школы. Сотрудничество с оборонно – спортивным клубом «Десантник» позволяет осуществлять нравственно - патриотическое воспитание детей посредством образовательной деятельности. Дети посещают спортивно-оборонный клуб, осуществляют экскурсии по городу к памятным местам. Знакомство с экспонатами клуба являются интереснейшим реальным доказательством исторических сражений, современной оборонной системы, вызывают неподдельный интерес и эмоциональный отклик у дошкольников. Взаимодействие педагогов и курсантов клуба привело к созданию учебно-методического пособия «Нравственно - патриотическое воспитание детей совместно с оборонно-спортивным клубом «Десантник» для детей от 4 до 7 лет, занявшее третье место на региональном конкурсе методических разработок. Совместная образовательная деятельность детского сада и городской библиотечно – инфрмационной системы осуществляется в рамках посещений библиотеки и проведения занятий специалистами библиотеки в стенах дошкольного учреждения. Использование библиотечного фонда для занятий, выставки, викторины, беседы о писателях, тематические встречи, знакомство с историей родного края удовлетворяют потребность детей в общении, в познании духовных ценностей, обогащают внутренний мир ребёнка, расширяют кругозор, приобщают к культуре чтения художественной литературы. Частота посещений библиотеки один раз в месяц детьми от 4 до 7 лет.

      Сотрудничество детско-юношеским центром туризма и спорта имеет большое эмоционально-познавательное значение не только в формировании туристических способностей дошкольников, но и в укреплении здоровья и расширении кругозора детей. Специалисты этого центра проводят отдельные занятия с воспитанниками и помогают в организации и проведении походов. Работа по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с детско-юношеским центром туризма и спорта построена по ступенчатому принципу:  Знакомство детей с туризмом, как с видом деятельности, с правилами поведения в окружающей среде. Количество занятий – походов зависит от времени года: 2 занятия осенью, 1 занятие зимой, 2 – весной.  Знакомство детей с элементами туризма, краеведением, закрепляет знания основ безопасности жизнедеятельности. Объём занятий – походов - в соответствии с сезоном: 2 – осенью, 1 – зимой, 2 – весной.  Знакомство детей с туристическим оборудованием, элементами туристической техники; расширение краеведческие знаний и знаний основ безопасности жизнедеятельности. Количество занятий – походов: 2 – осенью, 2 – зимой, 2 – весной. Кроме того, в период между занятиями - походами проводятся подвижно - дидактические игры с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков. Подчеркнем, что для проведения походов важна и предшествующая работа, которая включает: познавательные занятия по экологии, краеведению, туристические тренировки, занятия по изучению правил дорожного движения, первичную подготовительную работу с родителями по ознакомлению с правилами туристских походов. Заключительным итогом турпоходов является продукт детского интеллектуального и изобразительного творчества: рассказы, записанные воспитателем или родителями; рисунки, аппликация, поделки из природного или бросового материала. Таким образом, сохраняется и поддерживается дальнейший интерес к этой деятельности, и она имеет продолжение в другой деятельности: проектной, познавательной, художественно- эстетической. Результатом взаимодействия нашего дошкольного учреждения с МОУДО «ДЮЦ ЦТС» детско-юношеский центр туризма и спорта стала оздоровительно – развивающая программа для детей от 4 до 7 лет «Маленький турист», занявшая 2 место во всероссийском конкурсе методических разработок. Выпускники нашего детского сада составляют основу групп детей, занимающихся «профессионально» туризмом на базе МОУДО «ДЮЦ ЦТС».

     Воспитание экологической культуры начинается с дошкольного детства. Целью экологического воспитания дошкольников является формирование элементарных экологических знаний, здорового образа жизни, мышления и поведения. Осуществляя экологическое образование дошкольников совместно с Детским эколого- биологическим центром, мы поставили перед собой главную цель – сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого ребенка. Наш детский сад является постоянным участником КВН, акций, выставок, конкурсов, которые организует центр экологического воспитания детей. Экскурсии, наглядная и информационная база центра способствует лучшему усвоению знаний, их закреплению, учат использовать полученные знания в процессе общения с природой и ее объектами. Создавая образы из природного материала, дети не столько отображают их структуру, сколько передают характер, выражают свое отношение.

     Взаимодействие с городским историко – краеведческим музеем предоставляет широкие возможности для развития интеллектуальных и социальных компетентностей ребенка, а также – позволяет расширить образовательное пространство детского сада. Сотрудники музея в игровой, интересной форме для детей, с привлечением персонажей, проводят занятия. Дети являются не только слушателями, но и активными участниками каждого мероприятия. Посещают музей дети от 4 до 7 лет, 1-2 раза в месяц. Эмоционально и познавательно насыщенные образовательные мероприятия привели к многочисленному участию детей в исследовательской и проектной деятельности, продуктом которой являются в том числе мультфильмы, созданные руками детей. В текущем учебном году детьми старших и подготовительных групп созданы и представлены детско- родительской общественности мультфильмы по темам «Из жизни дождевого червя», «Русские народные сказки», «Наземный транспорт», «Закаляйся, спортом занимайся!» Несомненно, длительное участие дошкольников в образовательных мероприятиях социокультурных учреждений позволяет им впоследствии легко адаптироваться в новых социальных условиях (при поступлении в школу), выбрать сферу своих увлечений в пользу творческо- интеллектуального развития и здорового образа жизни.

     У родителей расширился круг знаний об объёме информации, которую могут получить их дети в этих учреждениях, появилась заинтересованность в их посещении. В результате совместной работы нам удалось повысить качество образовательных услуг, а именно:  повышение уровня знаний детей в области «Социально – коммуникативное развитие»;  повышение уровня знаний детей в области «Познавательное развитие»;  повышение уровня знаний детей в области «Речевое развитие»;  повышение уровня знаний детей в области «Художественно – эстетическое развитие».

     Необходимо отметить, что инновационная составляющая взаимодействия с учреждениями- партнёрами по образованию дошкольников заключается в системности, результативности процесса и его продолжении на следующей возрастной ступени. Данный процесс способствует эффективной реализации образовательной программы в рамках концепции Федеральных государственных стандартов дошкольного образования. Мы смогли удовлетворить потребность и запросы родителей, поднять престиж детского сада в глазах общественности, так как интеграция с социо - культурными структурами города придает воспитательно-образовательному процессу более высокий статус, он становится импульсом для социализации ребенка в атмосфере творчества.

 

Старший воспитатель МДОУ «ДС №8 «Золотая рыбка» Ильиных Т.А

Категория: Статьи, публикации. | Добавил: ИльиныхТА (02.12.2016)
Просмотров: 574 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0