Суббота, 05.10.2024, 16:15
Приветствую Вас, Гость

Деловая игра для педагогов ДОУ.
[ Скачать с сервера (7.42 Mb) ]06.10.2017, 06:14

Деловая игра для педагогов.

Формирование мотивации развития обучения дошкольника, а также творческая познавательная деятельность – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС.

Конструирование – это средство комплексного решения воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС дошкольного образования. Однако, многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. От обычных кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы. Поэтому современный педагог, должен знать не только методику обучения детей конструированию и как заинтересовать их этой деятельностью, но и сам умел использовать в своей деятельности разнообразные виды конструкторов, эффективные методы и приёмы.

1 слайд. «Развитие конструктивно – модельных навыков

у детей дошкольного возраста».

Сегодня предлагаю вам принять участие в деловой игре «Развитие конструктивно – модельных навыков у детей дошкольного возраста».

Представляю членов жюри: Чернова Ю.А., Сопина М.А. Сафиуллина А.А.

Предлагаю разделиться на три команды: младший возраст, средний возраст, старший возраст. Придумайте названия для своих команд в соответствии с темой педсовета. Напоминаю вам правила игры:

  1. Уметь слушать других.
  2. Вырабатывать общее решение вопроса.
  3. Принимать активное участие в игре.
  4. Не оспаривать оценку жюри.
  5. Соблюдать культуру речи и тактичность.

 

Разминка (для всех команд)

Коллеги, скажите, пожалуйста, определение понятия «Конструирование»? (Конструирование — игра со строительным мате­риалом; занятие, на котором сооружаются постройки из деталей конструктора; это строительство, осущест­вление замыслов.) А вот что нам говорит 2 слайд (2 последовательных щелчка)

«Толковый словарь русского языка»: «Конструировать — создавать конструкцию чего-нибудь, а также вообще создавать что-нибудь».

Итак, начнём нашу игру. За каждый правильный ответ или правильно выполненное задание, а так же быстроту выполнения, команда получает балл. Правильные ответы вы сможете увидеть на слайде, посте того, как ответите на вопрос. По окончании игры, подсчитав количество баллов у каждый команды, определим победителя.

1 задание (по командам)

3 слайд (3 последовательных щелчка, а после ответа педагогов – ещё три).

    1. Команда. С каким видом детской деятельности тесно связано конструирование? (Игровой деятельностью)
    2. Команда. К какой образовательной области относится «Конструирование»? (Образовательной области «Познание»)
    3. Команда. С какими образовательными областями происходит интеграция в процессе проведения «Конструирование»? (Художественное творчество, Чтение художественной литературы, Социализация, Коммуникация, Труд, Музыка)

 

  1. задание (для всех команд на скорость выполнения)

Посмотрите на слайд 4 (4 последовательных щелчка) и скажите, кто из перечисленных ниже авторов, педагогов занимался вопросами конструирования в дошкольном возрасте:

    • Сафонова Ольга Александровна (доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории социально-педагогических измерений в образовании НИРО – Нижегородский институт развития образования).
    • Парамонова Лариса Алексеевна (доктор педагогических наук, директор Центра "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца, автор и составитель общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста для детских садов комбинированного вида)
    • Лыкова Ирина Александровна (доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования АПКиППРО, главный научный сотрудник Института изучения семьи, детства и воспитания РАО, ведущий научный сотрудник Института художественного образования и культурологии РАО, главный редактор Издательского дома «Цветной мир».)
    • Бондаренко Татьяна Михайловна (экологическое воспитание детей, один из авторов пособий, заместитель заведующего по учебно – методической работе детского сада, г.Воронеж). (после ответов педагогов ещё 5 последовательных щелчков).
  1. задание (для всех команд на скорость выполнения)

5 слайд (после ответов педагогов 9 последовательных щелчков). Назовите виды конструирования?
(ТЕХНИЧЕСКОЕ (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; крупногабаритных модульных блоков) и ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (из бумаги и природного материала).

Первый вид - ТЕХНИЧЕСКИЙ. Дети в основном отображают реальные объекты, придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом моделируются структурные и функциональные признаки. Конструирование тесно связано с игровой деятельностью (дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во время игры).

Второй вид - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ. Дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.

 

  1. задание (для всех команд на скорость выполнения).

6 слайд. Коллеги, назовите виды детского конструирования? (Конструирование из строительного материала, из бумаги, из природного материала, из деталей конструкторов, из крупногабаритных модулей.

  1. задание (для всех команд. Ведущий даёт определённое время на подготовку к ответу).

Сформулируйте основные программные задачи по конструированию на младший, средний и старший дошкольный возраст (каждой команде).

 

Задачи по конструированию по возрастам:

7 слайд. Первая младшая группа.

-воспроизводят постройку по показу и слову воспитателя, пользуются строительным материалом для сооружения несложных построек в игре, находить сходство между постройками из игрового строительного материала и знакомыми предметами окружающей жизни, называть постройки, сделанные воспитателем, сознательно выбирать те детали, которые больше подходят для воспроизведения данного образца;

- накладывать 4-5 кирпичиков или кубиков друг на друга; укладывать кирпичики в ряд большой плоскостью на столе; ставить кирпичики вертикально на меньшую плоскость; располагая в ряд, по – разному размещать кирпичики, образуя простейшие перекрытия; называть свои элементарно выполненные постройки;

-различать и называть детали: кубик, кирпичик; понимают слова: большой, маленький, широкий – узкий; правильно выполнять словесные указания: положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи, разложи;

-не разрушать, а разбирать постройки, складывать строительный материал (с помощью воспитатель) в постоянное место хранения.

 

8 слайд. Вторая младшая группа.

-различают части постройки по величине, по форме;

-определяют, из каких деталей сделана постройка;

-устанавливают последовательность выполнения работы той или иной модели;

-сооружают постройку по собственному замыслу, применяя усвоенные конструктивные навыки.

9 слайд. Средняя группа.

-выделяют в предметах основные части, части в готовых образцах построек;

-замечают и называют, из каких деталей выполнены постройки;

-устанавливают пространственное расположение всех частей в постройке относительно друг друга;

-употребляют слова, обозначающие пространственные отношения (справа – слева, ближе – дальше, впереди – сзади);

-понимают практическое назначение предметов;

-стремятся выполнять постройки красиво;

-сооружают простейшие постройки разных размеров, высоты, отбирая детали по величине, форме, цвету, устойчивости, которые соответствуют содержанию постройки;

-последовательно выполняют постройку, соразмеряют предметы между собой;

-знают, выбирают новые детали и узнают их (пластины короткие и длинные, узкие и широкие, цилиндры, бруски);

-украшают свои постройки, обыгрывают их.

10 слайд. Старшая группа.

- анализируют образцы готовых поделок, конструкций, выделяют в них существенные признаки, группируют их по сходству основных признаков, понимают, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения предмета.

- выделять основные этапы создания конструкций и самостоятельно планировать их изготовление, объективно оценивать качество своей работы и работы товарищей, находить причины неудач.

- выполняют работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию.
- сгибают бумагу пополам, вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, по средней линии, по диаметру в круге), сглаживая сгибы, делать надрезы по начерченным линиям до следующего сгиба или линии.

-соединяют несколько плоскостей в одну большую, связывают между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, цилиндры, подготавливая основу для перекрытий, делать постройки прочными.

-знают все детали наборов и пользоваться правильными названиями: длинная, короткая, широкая, узкая, квадратная, треугольная пластина, большой (маленький) куб, брусок, цилиндр; уметь ориентироваться в форме сторон деталей: у куба стороны квадратные, у бруска боковые стороны прямоугольные, торцовые - квадратные и т.д.

-знают принцип замены;

-выполняют коллективные постройки.

11 слайд. Подготовительная к школе группа.

-представлять, какой будет конструкция в общих чертах: определять, из каких деталей она состоит; обдумывать, какой материал понадобится для постройки; объяснять это в устном рассказе;

- сооружать комплексные постройки;

-умеют анализировать свою работу и работу товарищей.
-конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу.

-складывают квадратный лист бумаги в 16 маленьких квадратиков, затем сделать выкройки кубика, бруска, таких же по форме коробочек, а уж потом выполнить из них игрушки; делить лист бумаги по диагонали; чертить круг с помощью шнурка и карандаша; делать игрушки, складывая лист бумаги в разных направлениях; готовить бумажные формы, которыми дети пользуются как деталями для изготовления объемных игрушек (автомашин, елочных игрушек и т. д.).

- делают игрушки из природного материала: коры деревьев, шишек сосны и ели, ореховой скорлупы, желудей, обверток кукурузных початков, птичьих перьев, репейника и т. д.

-знают основные приемы изготовления игрушек из различных материалов, способ скрепления частей, какими инструментами следует пользоваться (например, объяснить, как подготовить солому, чтобы из нее можно было сделать фигурки людей и животных).
- создают постройку с двумя и более перекрытиями и дополнить ее отдельными элементами архитектурного оформления;

-выполняют постройку, ориентируясь лишь на рисунок, фотографию, чертеж;

-хорошо знают принцип замены.

 

  1. задание (для всех команд на скорость выполнения задания).

12 слайд после ответов педагогов. Назовите формы организации обучения конструированию.

Существует несколько форм конструирования, которым должны овладеть дети:

    • Конструирование по образцу (во всех возрастных группах).
    • Конструирование по моделям (вид конструирования, разработанный А.Р. Лурия
    • Конструирование по заданной теме (подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее ограничены темой).
    • Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.
    • Конструирование по собственному замыслу (сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно).
    • Конструирование по условиям (в предложении выполнить постройку задаются определенные параметры, исходя из которых, ребенок должен самостоятельно выполнить постройку).

 

7 задание (по командам. Ведущий даёт определённое время на подготовку к ответу).

13 слайд (3 последовательных щелчка, и после ответов педагогов – ещё 3). Коллеги, расскажите пожалуйста, в чем заключается суть конструирования:

Команде педагогов детей младшего возраста:

По образцу? Детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструктора, и показывают способы их воспроизведения. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап.

Команде педагогов детей среднего дошкольного возраст:

По теме? На основе общей тематики конструкций дети самостоятельно воплощают замысел конкретной постройки, выбирают материал, способ выполнения. Эта форма конструирования близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается определённой темой. Основная цель этого конструирования – закреплять знания и умения детей.

Команде педагогов детей старшего дошкольного возраста:

По модели? Детям в качестве образца предоставляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Эту модель дети воспроизводят из имеющегося у детей строительного материала. Ребенок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы. Таким образом, им предлагают определённую задачу, но не дают способа решения. Это усложнённая разновидность конструирования по образцу.

8 задание (каждой команде)

14 слайд (после ответов педагогов 2 последовательных щелчка). Выделите основные методы и приемы конструирования по возрастам.

I младшая группа:
- сооружение постройки воспита­телем с показом детям всех приемов конструирования и последовательности,
-рассматривание и анализ постройки, созданной воспитателем (образец), выделяет детали постройки
- подробный показ способов конструирования, сопровождаемый объяснениями.
- перед постройкой рассматривать с детьми как реальные предметы (заборчик, домик, скамейка, лесенка и пр.), так и их изображения,
- обыгрывать с ребятами созданные постройки.
- совместная деятельность с пе­дагогом.

II младшая группа:
-конструировать, преобразуя образец воспитателя по условиям,
- целенаправленно рассматривать с детьми реальные объекты, сравнивать их с изображениями,
- привлекать детей к анализу образца.

15 слайд. Средняя группа:
-показ сооружения постройки,
-са­мостоятельная работа ребенка по образцу построек воспитателя,
-предоставление возможности выбора в материалах, в количестве его.
-конструировать по образцу построек взрослых,
-преобразовывать образцы по определенным условиям,
- приобщают к конструированию по условиям – детям не предлагается образец, а дается ряд условий, которым должна соответствовать конструкция,
- строить по замыслу,
- делать анализ построек, конструкций, элементарных чертежей (рисунков, изображающих постройки),
- совместная со взрослым конструирование.

 

16 слайд (после ответов педагогов 2 последовательных щелчка).

Старшая группа:
- образец воспитателя примерный,
- в качестве образца используют фотографии, рисунки,
- преобразовать по условиям,
- строить по теме,
- строить по замыслу.
- словесные методы обучения: описание, напоминание, краткая беседа и др.
- ставятся несложные конструкторские задачи. Пока­зываются отдельные приемы, и постройка не завер­шается.

Подготовительная к школе группа:
-опора на опыт ребенка.
- даются тема и условие.
-конструирование по фото.
- конструирование по преобразованию образцов по условиям и по замыслу,
-более сложные формы обследования предметов.

 

17 слайд. 9 задание (по командам)

1 команда. Что можно отнести к плоскостному конструированию? (Плоскостной конструктор из геометрических фигур, дидактическая игра «Геометрическая мозаика», разрезные картинки, пазлы, «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра» и др.)

2 команда. Как называются детали деревянного строительного набора для конструирования? Детали: призма, куб, кирпичик, полукуб, цилиндр, полуцилиндр, конус, пластина, брусок, арки, полуарки.

3 команда. Как называются детали конструктора Лего? Детали: кубики, кирпичики, пластины, скосы, техник, арочные элементы, плитки, панели, конусы, пластины - основы.

10 задание (для всех команд на скорость выполнения задания).

    • Как развивать творческие способности детей в конструктивной деятельности?
      (Выбор материалов для конструирования, поощре­ние при конструировании по собственному замыслу, создание построек в сюжетно-ролевых играх.)
    • Какие воспитательные задачи реализуются в конс­труктивной деятельности?
      (Воспитание аккуратности, эстетического вкуса, умение доводить начатую постройку до конца.)

18 слайд. 11 задание (для всех команд на скорость выполнения задания).

Разгадайте кроссворд «Виды конструкторов». Для проверки правильности ответов на слайд выводится кроссворд с правильными ответами. 19 слайд.

20 слайд. 12 задание (для всех команд).


Следующий вопрос команды будут задавать друг другу. Озвучьте, пожалуйста, свои вопросы, «домашние заготовки».

Младшие – средним: по тико – конструированию;

Средние – старшим: по анимационным технологиям;

Старшие – младшим: работа со схемами.

 

  1. слайд. Подведение итога деловой игры.

Приложение.

Вопросы к кроссворду «Виды конструкторов».

1. По горизонтали: Большие и маленькие детали для постройки домов, как в рост ребёнка, так и в кукольный рост (Напольный).

2. По горизонтали: Конструкторы, типа «Лего», с помощью которых можно создавать различные объекты с помощью блоков, к примеру, «Лего – пожарная часть», «Лего – ферма», «Лего – пиратский корабль». Помимо строительных пластмассовых блоков, такие конструкторы содержат и тематические детали – фигурки людей, животных. Отличительной чертой этих конструкторов является совместимость деталей из разных наборов. (тематический)

3. По горизонтали: конструктор, в котором соединительные детали похожи на суставы (суставной).

4.По горизонтали: Фигурки воинственных животных или людей, супергероев (Трансформер)

5. По вертикали: Пластины различной формы или палочки с шариками ( Магнитный)

6. По горизонтали: Металлические, пластмассовые конструкторы с болтовым соединением. (болтовой).

7. По вертикали: С помощью разнообразных деталей можно собрать целый городок с туннелями и горками, по дорогам которого можно катать шарики или машинки ( конструктор-лабиринт)

8. По горизонтали: различные запчасти на основе электросхем ( Электронный)

 

 

Категория: Мероприятия с педагогами. | Добавил: ИльиныхТА
Просмотров: 2891 | Загрузок: 51 | Рейтинг: 5.0/1


Всего комментариев: 0