22.05.2024, 07:09 | ||
Проект «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ посредством использования медиатехнологий, а именно – создание мультфильмов». Разработала: Ильиных Т.А., старший воспитатель. Тип проекта: практико – ориентированный. Сроки реализации проекта: долгосрочный. Участники проекта: -воспитатели ДОУ -воспитанники ДОУ -родители Актуальность. На сегодняшний день перед нами, педагогами дошкольного учреждения, стоит важная задача: организация деятельности детей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. Мы выявляем эффективные формы и способы создания условий для реализации ФГОС ДО с вовлечением педагогической команды детского сада в реализацию принципов дошкольного образования. Одним из таких принципов является принцип индивидуализации образования. Индивидуализация образования является одной из самых важных задач в условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми Содержание образовательной программы, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, должно быть направлено на поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребёнка. Индивидуальность личности ребёнка формируется и проявляется постепенно. Своё первое персонифицированное образование ребёнок получает, вступая в многоплановые отношения с окружающим миром. Ребёнок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверенности в том, что его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими, что его инициатива и активность будут поддержаны. Дошкольный возраст ценен тем, что является периодом наиболее динамичного и яркого проявления индивидуализации образования. Что же такое «индивидуализация»? Индивидуализация — это обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей; учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются. Индивидуальная самостоятельная работа, которая проводится без непосредственного участия педагога, но под его руководством и осуществляется в индивидуальном темпе представляет наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения. Самостоятельно выбранное задание предполагает определённую деятельность, которая варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей и предпочтений ребёнка. Такая деятельность может проходить как индивидуально так и с подгруппой детей. Делая свой, собственный выбор, каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами подгруппы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны. Для реализации технологии индивидуализации образовательного процесса педагоги средних, старших и подготовительных групп нашего детского сада стали использовать медиатехнологии. А именно – создание мультфильмов. Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка. Многие психологи подтверждают, что мультипликация - это отличный способ открыть у детей творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества. Как же можно реализовать этот принцип в создании мультфильма? При работе над мультфильмом существует несколько этапов, в реализации которых нужны те или иные навыки и умения детей: придумывание сценария, изготовление персонажей и декораций, озвучивание, фотографирование. Кто – то из детей работает над сценарием, кто – то учит текст, кто – то фотографирует. Персонажи и декорации для мультфильма могут быть сделаны из пластилина, из природного и бросового материала, из разного вида конструкторов, из бумаги: аппликация или оригами, нарисованы карандашами или красками и т.д. Не у всех детей одинаково хорошо получается работать со всеми этими материалами, запоминать текст и с интонацией его произносить и т.д. Поэтому ребёнок сам выбирает с чем он будет работать, что или кого он будет делать, и как долго. После выбора деятельности педагог обговаривает содержание работы, длительность выполнения её ребёнком или подгруппы детей. Данный проект направлен на создание практики индивидуализации в образовательном процессе дошкольников посредством создания мультфильма. Инновационность проекта заключается в том, что индивидуализацию образовательного процесса мы стараемся реализовывать не только посредством пространственно - развивающей среды, но и с помощью совмещения современных уникальных методов: проектного и медиатехнологий, которые можно применять в работе с детьми начиная с 4 лет. Проводя оценку личностных качеств детей мы сделали вывод, что данная работа способствовала повышению уровня образования детей в социально – коммуникативном развитии, познавательном развитии, речевом и художественно – эстетическом. Объект проекта: образовательный процесс в ДОУ. Предмет проекта: индивидуализация обучения в образовательном процессе ДОУ посредством создания мультфильмов. Цель проекта: создание условий для реализации технологии индивидуализации образовательного процесса. Задачи: -стимулировать творческое проявление и познание мира посредством освоения окружающей действительности в специфических видах детской деятельности; -создать условия для развития самостоятельности в планировании и реализации своих замыслов ребенком; -своевременно выявлять, поддерживать и развивать детские способности, детские интересы; -формировать у детей качества личности, способствующие развитию самостоятельность и инициативность; -развивать активность дошкольника в различных видах детской деятельности. Гипотеза проекта: создание мультфильмов позволит реализовывать принцип индивидуализации обучения в образовательном процессе ДОУ.
Этапы реализации проекта. Подготовительный этап.
Основной этап.
Заключительный этап.
Методы индивидуализации. Метод реагирования - предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими. Метод планирования - индивидуализация обучения предполагает обеспечение взрослыми гибкости в ходе осуществления деятельности. Такой подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности. Метод отбора материала предполагает отбор материалов. Очень важно, чтобы у детей всегда был выбор, так как без выбора нет индивидуализации. Метод ступеней основан на учете зоны ближайшего развития – границы между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Для того чтобы использовать этот метод и помочь ребенку перейти на новый уровень сложности, взрослый должен не задавать этот уровень, а увидеть его приближение посредством наблюдения и помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг. Сущность этого метода в том, чтобы создавая условия, помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг. Условия для осуществления индивидуализации: 1) обеспечение эмоционального благополучия в непосредственном общении с каждым ребенком, уважительном отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; 2) поддержка индивидуальности и инициативы детей посредством: -создания условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; -создания условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; -не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности. 3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: -создание условий для доброжелательных отношений между детьми; -развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; -развитие умения детей работать в группе сверстников; 4) взаимодействие с родителями; 5)создание безопасной предметно – развивающей среды. Механизмы организация воспитателем индивидуализации детей: 1. Механизмы (обязательные требования): -наблюдение способностей и склонностей ребенка; -составление траектории успешности ребенка посредством создания ситуации выбора и ситуации успешности; -создание педагогом условий для развития волевых качеств – стремления довести начатое дело до конца; - определение технологии помощи и поддержки сопровождения развития ребенка: а) методы; б) средства; в) общение и деятельность. 2. Специально организованные занятия и образовательные ситуации. 3. Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера. Предполагаемы результат проекта: для детей – использование технологии индивидуализации образовательного процесса приведет к повышению уровня развития ребенка; для педагогов - создание условий, позволяющих развивать общепедагогические умения, мотивировать к постоянному самосовершенствованию, повышать эффективность выполнения трудовых функций, предусмотренных профессиональным стандартом педагога. для родителей - создание условий, позволяющих активизировать участие в образовательном процессе. в управленческой деятельности - в ходе реализации проекта будут созданы организационные механизмы, психолого-педагогические условия, позволяющие обеспечить индивидуализацию образовательного процесса. Предполагаемый продукт проекта: 1. Проекты 2. Презентация продуктов детской деятельности. 3. Медиатека. Возможные трудности:
Для того, что решить эти трудности необходимо проводить семинары – практикумы и мастер – классы для педагогов, повышать квалификацию на курсах по этому направлению. В заключении представляю один из мультфильмов «Репка», созданный воспитателем Букиной Лидией Павловной и детьми подготовительной группы нашего детского сада.
Список литературы. 1. Бударный А. А. Индивидуальный подход в обучении / А.А. Бударный // Советская педагогика. — 1965. — № 7. — С. 70–83. 2.Гусакова А.А. «Мультфильмы в детском саду» ТЦ «Сфера», М. 2010 г.
4.Интернет – ресурсы:http://raguda.ru/ns/individualizacija-doshkolnogo-obrazovanija-jeto.html 5. Князева Л. П. Индивидуальный подход к детям в процессе воспитания и обучения в детском саду: учеб. пособие к спецкурсу. — Пермь: ПГПИ, 1984. 6. Рубанский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / Е.С. Рубанский. — М.: Педагогика,1959. — 173 с. 7.Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». — СПб: Детство-Пресс, 2011. — 80 с. 8.Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э.Унт. -М.: Педагогика,1990. 9.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013. 10.Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб.: Детство-Пресс, 2011. — 80 с.
| ||
| ||
Просмотров: 14 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |