Суббота, 05.10.2024, 18:31
Приветствую Вас, Гость

Проект "Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ посредством использования медиатехнологий ".
22.05.2024, 07:09

Проект

«Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ

 посредством использования медиатехнологий, а именно – создание мультфильмов».

Разработала: Ильиных Т.А., старший воспитатель.

Тип проекта: практико – ориентированный.

Сроки реализации проекта: долгосрочный.

Участники проекта:

-воспитатели ДОУ

-воспитанники ДОУ

-родители

 Актуальность.

         На сегодняшний день перед нами, педагогами дошкольного учреждения, стоит важная задача: организация деятельности детей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.  Мы выявляем эффективные формы и способы создания условий  для реализации ФГОС ДО с вовлечением педагогической команды детского сада в реализацию принципов дошкольного образования.  Одним из таких принципов является принцип индивидуализации образования.

        Индивидуализация образования является  одной из самых важных  задач в условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми

Содержание образовательной программы, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования,  должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, должно быть  направлено на поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребёнка.

 Индивидуальность личности ребёнка формируется и проявляется постепенно. Своё первое персонифицированное образование ребёнок получает, вступая в многоплановые отношения с окружающим миром.    Ребёнок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверенности в том, что его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими, что его инициатива и активность будут поддержаны.

        Дошкольный  возраст ценен тем, что  является периодом наиболее динамичного и яркого проявления индивидуализации образования. Что же такое «индивидуализация»?

       Индивидуализация — это обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей; учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

         Индивидуальная самостоятельная работа, которая проводится без непосредственного участия педагога, но под его руководством и осуществляется в индивидуальном темпе представляет наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения.  Самостоятельно выбранное задание предполагает определённую деятельность, которая варьируется  в зависимости от  индивидуальных особенностей и предпочтений ребёнка. Такая деятельность может проходить как индивидуально так и с подгруппой детей.

Делая  свой,  собственный  выбор,  каждый  ребенок  действует  по  своему  усмотрению  или  по  согласованию  с другими  членами  подгруппы,  в  своем  темпе,  получая  свои  результаты  (в  том  числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом  –  это  и  есть  индивидуализация,  возникающая  естественным  образом.  Для  того чтобы  естественная  индивидуализация  могла  состояться,  от  взрослых  требуется  умение создавать  развивающую  среду,  стимулирующую  активность  детей,  готовность  оказать  помощь  и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

          Для реализации технологии индивидуализации образовательного процесса педагоги средних, старших и подготовительных групп нашего детского сада стали использовать  медиатехнологии. А именно – создание мультфильмов. Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка. Многие психологи подтверждают, что мультипликация - это отличный способ открыть у детей творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества. 

        Как же можно реализовать этот принцип в создании мультфильма? При работе над мультфильмом существует несколько этапов, в реализации которых нужны те или иные навыки и умения детей: придумывание сценария, изготовление персонажей и декораций, озвучивание, фотографирование. Кто – то из детей работает над сценарием, кто – то учит текст, кто – то фотографирует. Персонажи и декорации для мультфильма могут быть сделаны из пластилина, из природного и бросового материала, из разного вида конструкторов, из бумаги: аппликация или оригами, нарисованы карандашами или красками и т.д. Не у всех детей одинаково хорошо получается работать со всеми этими материалами, запоминать текст и с интонацией его произносить и т.д. Поэтому ребёнок сам выбирает с чем он будет работать, что или кого он будет делать, и как долго. После выбора деятельности педагог обговаривает содержание работы, длительность выполнения её ребёнком или подгруппы детей.  

        Данный проект направлен на создание практики индивидуализации в образовательном процессе дошкольников посредством создания мультфильма. Инновационность проекта заключается в том, что индивидуализацию образовательного процесса мы стараемся реализовывать не только посредством пространственно -  развивающей среды, но и с помощью совмещения современных уникальных методов: проектного и медиатехнологий, которые можно применять в работе с детьми начиная с 4 лет.

Проводя оценку личностных качеств детей мы сделали вывод, что данная работа способствовала повышению уровня образования детей в социально – коммуникативном развитии, познавательном развитии, речевом и художественно – эстетическом.

Объект проекта: образовательный процесс в ДОУ.

Предмет проекта: индивидуализация обучения в образовательном процессе  ДОУ  посредством создания мультфильмов.

Цель проекта: создание условий для реализации технологии индивидуализации образовательного процесса.

Задачи:

-стимулировать творческое проявление и познание мира посредством освоения окружающей действительности в специфических видах детской деятельности;

-создать условия для развития самостоятельности в планировании и реализации своих замыслов ребенком;

-своевременно выявлять, поддерживать и развивать детские способности, детские интересы;

-формировать у детей  качества личности, способствующие развитию самостоятельность и инициативность;

-развивать активность дошкольника в различных видах детской деятельности.

Гипотеза проекта: создание мультфильмов позволит реализовывать  принцип  индивидуализации обучения в образовательном процессе ДОУ.

 

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

  • изучение, анализ, постановка цели, определение актуальности, значимости проекта;
  • изучение  уровня знаний и умений педагогов использовать в работе  фото и аудиоаппаратуру,  программу  по созданию мультфильмов;
  • создание  условий для реализации проекта, анализ материально – технического оснащения;

Основной этап.

  • развитие потенциала каждого ребёнка с учётом личностно – ориентированного подхода: игровые ситуации, совместная деятельность, самостоятельная деятельность,  знакомство с техникой создания мультфильма, проектная  деятельность, посещение художественной школы;
  • повысить заинтересованность родителей: родительское собрание «Медиатехнологии в ДОУ: за и против», мастер – класс: «Виды мультфильмов», «Мультфильм своими руками»;
  • активизировать педагогов во внедрение и реализации     принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ посредством создания мультфильмов: круглый стол «Принципы ФГОС ДО», «Индивидуализация образовательного процесса – что это?», «Медиатехнологии в ДОУ: за и против», консультация «Делаем мультфильм в ДОУ», «Виды мультфильмов», семинар – практикум «Создание мультфильма посредством проектной деятельности», мастер – класс «Создание мультфильма своими руками».

Заключительный этап.

  • анализ и оценка полученных результатов, презентация продукта.

Методы индивидуализации.

Метод реагирования - предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими.

Метод планирования -  индивидуализация обучения предполагает обеспечение взрослыми гибкости в ходе осуществления деятельности.

Такой подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.

Метод отбора материала предполагает отбор материалов. Очень важно, чтобы у детей всегда был выбор, так как без выбора нет индивидуализации.

Метод ступеней основан на учете зоны ближайшего развития – границы между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Для того чтобы использовать этот метод и помочь ребенку перейти на новый уровень сложности, взрослый должен не задавать этот уровень, а увидеть его приближение посредством наблюдения и помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг. Сущность этого метода в том, чтобы создавая условия, помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг.

Условия для осуществления индивидуализации:

1) обеспечение эмоционального благополучия в непосредственном общении с каждым ребенком, уважительном отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержка индивидуальности и инициативы детей посредством:

-создания условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности;

-создания условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей;                          

-не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности.

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

-создание условий для доброжелательных отношений между детьми;

-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

-развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) взаимодействие с родителями;

5)создание безопасной предметно – развивающей среды.

Механизмы организация воспитателем индивидуализации детей:

1. Механизмы (обязательные требования):

-наблюдение способностей и склонностей ребенка;

-составление траектории успешности ребенка посредством создания ситуации выбора и ситуации успешности;

-создание педагогом условий для развития волевых качеств – стремления довести начатое дело до конца;

- определение технологии помощи и поддержки сопровождения развития ребенка:

 а) методы; б) средства; в) общение и деятельность.

2. Специально организованные занятия и образовательные ситуации.

3. Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера.

Предполагаемы результат проекта:

для детей – использование технологии индивидуализации образовательного процесса приведет к повышению уровня развития ребенка;

для педагогов - создание условий, позволяющих развивать общепедагогические умения, мотивировать к постоянному самосовершенствованию, повышать эффективность выполнения трудовых функций, предусмотренных профессиональным стандартом педагога.

для родителей - создание условий, позволяющих активизировать участие в образовательном процессе.

в управленческой деятельности - в ходе реализации проекта будут созданы организационные механизмы, психолого-педагогические условия, позволяющие обеспечить индивидуализацию образовательного процесса.

Предполагаемый продукт проекта:

1. Проекты

2. Презентация продуктов детской деятельности.

3. Медиатека.

Возможные трудности:

  • педагог на сможет вовлечь ребёнка в образовательный процесс, пробудить интерес к   совместной деятельности с другими детьми;
  • у педагога будет недостаточно  теоретических и практических знаний и умений по индивидуализации образовательного процесса;
  • неспособность педагога размышлять и анализировать;
  • определить уровень развития каждого ребенка.

        Для того, что решить эти трудности необходимо проводить семинары – практикумы и мастер – классы для педагогов, повышать квалификацию  на курсах по этому направлению.

      В заключении представляю один из  мультфильмов «Репка», созданный воспитателем Букиной Лидией Павловной и детьми подготовительной группы нашего детского сада.

 

 Список литературы.

1. Бударный А. А. Индивидуальный подход в обучении / А.А. Бударный // Советская педагогика. — 1965. — № 7. — С. 70–83.

2.Гусакова А.А. «Мультфильмы в детском саду» ТЦ «Сфера», М. 2010 г.

3.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г.Гогберидзе и др. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.

4.Интернет – ресурсы:http://raguda.ru/ns/individualizacija-doshkolnogo-obrazovanija-jeto.html

5. Князева Л. П. Индивидуальный подход к детям в процессе воспитания и обучения в детском саду: учеб. пособие к спецкурсу. — Пермь: ПГПИ, 1984.

6. Рубанский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / Е.С. Рубанский. — М.: Педагогика,1959. — 173 с.

7.Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». — СПб: Детство-Пресс, 2011. — 80 с.

8.Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э.Унт. -М.: Педагогика,1990.

9.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013.

10.Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб.: Детство-Пресс, 2011. — 80 с.

 

 

 

 

 

 

Категория: Проектная деятельность | Добавил: ИльиныхТА
Просмотров: 14 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0